Двигатель б/у - как купить и проверить мотор до установки на автомобиль (часть 1)


Мы расскажем, как с минимальным набором инструментов проверить двигатель, бывший в употреблении, даже при условии, что мотор снят с автомобиля и нет возможности оценить состояние двигателя при езде. Причем все проверки может выполнить любой, даже не разбирающийся в технике, человек.

Для начала двигатель б/у нужно внимательно осмотреть. Для этого даже в дневное времялучше использовать мощный карманный фонарик. Клапанная крышка из алюминиевогосплава, блок цилиндров, поддон двигателя, другие детали из алюминиевого сплаване должны иметь следов коррозии. Если алюминиевые детали покрыты коррозией -возможно были перегревы и охлаждающая жидкость выходила под давлением нараскаленный двигатель. Однако причиной может также быть и то, что двигатель находился в помещении, где собирался конденсат.

При осмотре каналов системы охлаждения не должны быть видныследы накипи, следы любых отложений, коррозии.

Часто при наезде на камни, бордюры, деревья, попадании в ямыстрадает поддон двигателя. Восстановленный поддон, следы сварки, большоеколичество герметика укажут на это. Такого быть не должно. К поддону и блоку двигателя крепится масса кронштейнов,несущих навесное оборудование. С помощью фонаря нужно внимательно осмотреть всеэти места и искать возможные трещины на блоке, поддоне, головке блока. Дажеотремонтированные трещины могут стать причиной постоянных протечек, выхода изстроя одних и тех же деталей за короткий промежуток времени.

Если есть возможность, можно ослабить натяжение на ролике,натягивающем агрегатный ремень, проверить, работает ли обгонная муфта нагенераторе, легко ли он вращается, слышен ли шум в подшипниках, проверитьсостояние роликов и агрегатного ремня. На клеммы компрессора кондиционераподать 12 вольт при помощи проводов и захваченного с собой аккумулятора (можновоспользоваться мотоциклетным аккумулятором, который будет весить 1-2килограмма). Хороший признак при проверке двигателя – это щелчокэлектромагнитной муфты в компрессоре. Когда муфта под напряжением отаккумулятора, компрессор вращается рукой с усилием, когда напряжение отключено- вращается легко.

Если Вам предстоит купить двигатель б/у с турбиной, обратите внимание, чтобыв воздушном тракте, ведущем от турбины к впускному коллектору, не былозамасливания. Вал турбины должен легко вращаться, иметь очень небольшойпродольный и поперечный люфт. Если есть возможность, желательно осмотретьвнутри клапан EGR(рециркуляции выхлопных газов) и впускной коллектор. Они не должны иметь больших отложений из сажи имасла. Если вал турбины имеет большой люфт, это говорит об износе турбины. А износбывает из-за недостаточной смазки - давление масла пониженное. Возможномасляный насос или коренные подшипники коленчатого вала (коленвала) изношены.Если есть сильное замасливание в воздушном тракте – это свидетельствует озалегших или изношенных поршневых кольцах. Часть газов прорывается в картер ичерез систему вентиляции картерных газов попадает в воздушный тракт с парамимасла. Так образуется замаливание, а затем и нагар на поршнях и клапанах, ещебольшее закоксовывание поршневых колец. Круг замыкается.

Также при выборе мотора б.у. нужно осмотреть ремень газораспределительногомеханизма. Ремень не должен иметь повреждений при транспортировке двигателя,следов трения, оторванных зубьев или торчащих нитей. Если он поврежден притранспортировке, то двигатель опасно заводить. Перед пуском, когда мотор будеткуплен и установлен, ремень обязательно нужно заменить. Если у него вырваныодин или несколько зубьев – от покупки лучше отказаться. Чехол, защищающий ремень,не должен быть поломан, иметь трещины или другие свидетельства того, что с нимбыли проблемы. Чтобы исключить случаи, когда ремень уже рвался, но был заменен.Иногда конструкция двигателя такова, что разрыв ремня не ведет к внутреннимповреждениям, но бывает так, что разрыв ремня приводит к полному выходу изстроя двигателя. Его можно восстановить и сделать работоспособным, но он ужебудет не так хорош.

Шкив коленвала часто выполняют резиново-металлическим. Нужноосмотреть его на предмет повреждений, разрывов или расслоений резины и металла.Мелкие трещинки – это нормально. Но можно воспользоваться ими, как поводом дляснижения цены, т.к. новый шкив может стоить приличных денег. В принципе поводомдля снижение цены при покупке двигателя могут служить и другие незначительныедефекты.

Все агрегаты, которые не были названы, должны быть чистыми,сухими, без следов отворачивания болтов (срезанных граней болтов, вмятин накраях болтов), без следов разъединения корпуса, когда между двух соединенныхполовинок молотком пытаются вклинить отвертку или другие инструменты. Отсутствие таких отметок может говорить отом, что перед вами, действительно, двигатель без большого пробега, стоящийденег и такой, который не потребует непредвиденных расходов.

Свечи накаливания на дизельных моторах можно проверить такжес помощью проводов и аккумулятора, не выкручивая их из двигателя. Провод сотрицательной клеммы аккумулятора должен быть закреплен на корпусе двигателя, ас положительной – на электроде, выходящем сверху над свечей. Точнее даже незакреплен на нем, а нужно коснуться несколько раз проводом, идущим от положительнойклеммы аккумулятора до этого электрода. Если свеча работает, то между проводоми электродом будут небольшие искры. Более точно оценить их работу можно только,если они выкручены из резьбы, но об их откручивании позднее.

... (читайте продолжение материала о том, как проверить двигатель б/у перед установкой в бытовых условиях)